АВТОВАЗ будет испытывать двигатель с винтовым нагнетателем
Сотрудники Центра роторных компрессоров Тольяттинского государственного университета (ТГУ) приняли участие в совещании с исполнительным вице-президентом ОАО «АВТОВАЗ» Харальдом Грюбелем. Совершенствование силовых агрегатов автомобилей стало главной темой встречи в рамках ответного визита представителей градообразующего вуза на автогигант. Основные шаги на этом пути – совместные с университетом испытания двигателя ВАЗ с винтовым нагнетателем конструкции ТГУ и создание автомобиля-демонстратора с данным улучшенным двигателем.
Одно из последних достижений АВТОВАЗа – новый двигатель ВАЗ-11192 – по сути, первый отечественный мотор с турбонаддувом, созданный при участии английской компании Ricardo и предназначенный для установки на серийные легковые автомобили.
ТГУ выступил с предложением по повышению экономичности и мощности данного двигателя путем применения винтового нагнетателя. Такой нагнетатель даёт быстрый отклик при нажатии водителем педали газа, чем выгодно отличается от турбокомпрессора, откликающегося с заметной задержкой. Для снижения потерь на привод нагнетателя в Тольяттинском госуниверситете также изготовили специальное устройство регулирования в виде заслонок, управляя которыми можно снизить расход топлива.
Харальд Грюбель познакомился с этими разработками 10 июня во время визита в ТГУ. При этом он особенно отметил тот факт, что конструкция устройства регулирования винтового нагнетателя уже запатентована в ходе предыдущих работ, и владельцем патента является АВТОВАЗ как заказчик научно-исследовательской работы у Тольяттинского госуниверситета. Однако известно, что не каждое изобретение доходит до производства, поэтому на прошедшем совещании было решено передать нагнетатель из ТГУ на завод для испытаний, чтобы подтвердить его характеристики в составе системы наддува двигателя ВАЗ-11192.
Согласно плану, работы по подготовке и проведению испытаний на автогиганте завершатся к октябрю 2015 года. Затем состоится следующее совещание у исполнительного вице-президента АВТОВАЗа, на котором будут обсуждаться перспективы внедрения данной разработки, и, в частности, возможные варианты сотрудничества с Тольяттинским государственным университетом по созданию автомобиля-демонстратора с винтовым нагнетателем.
Добавим, что ТГУ и ОАО «АВТОВАЗ» уже имеют опыт успешного сотрудничества в 2012-2014 гг. по созданию гибридной Лады Гранты, включая вариант с бензиновым турбомотором, электродвигателем и литий-ионной батареей. Тогда ТГУ занимался отработкой компонентов турбонаддува, в том числе на топливе CNG (метан).