ВАЗ-2801 Электро — электромобили-фургоны, выпущенные тиражом в 47 экземпляров.
ВАЗ-2801 Электро — электромобили-фургоны, выпущенные ограниченным тиражом всего в 47 экземпляров. Нагрузку от никель-цинковых аккумуляторов воспринимала специальная алюминиевая рама в автомобиле.
В 1974 году на ВАЗе, в соответствии решениями Минавтопрома, были развернуты работы по созданию автомобилей работающих на альтернативных источниках энергии – в данном случае на электричестве.
Первый опытный образец электромобиля, созданный на базе ВАЗ-2102 и получивший обозначение ВАЗ-2102Э, увидел свет уже в 1975 году. После испытаний автомобиль был доработан - прежде всего автомобиль получил алюминиевую раму для снятия повышенной нагрузки с кузова и никель-гидридные батареи взамен первоначально установленых обычных вазовских аккумуляторов. Этот вариант уже получил обозначение ВАЗ-21029 и по окончании ряда испытаний был рекомендован к серийному производству. В серийное производство после еще некоторых доработок автомобиль поступил под обозначением ВАЗ-2801.
В 1980-1981 годах была выпущена опытно-промышленная партия из 47 развозных фургонов ВАЗ-2801. В отличие от ранних прототипов, вес никель-цинковых аккумуляторных батарей на этой модели воспринимал не несущий кузов, а встроенная специальная алюминиевая рама. Для доступа к аккумуляторам и их обслуживания на месте задней правой двери был расположен люк. Еще один технический люк был на передке, над бампером (бампера были использованы от ВАЗ-21011.
Электромобиль ВАЗ-2801 экспонировался на выставке «Автопром-84». Этот экземпляр был окрашен в желтый цвет, а на кузов была нанесена надпись «Электро» - на фото слева в первом ряду. Часть машин эксплуатировалась в Тольятти. В Москве в поднадзорной эксплуатации в 34-ом автокомбинате в 1983-1984 годах находились два экземпляра ВАЗ-2801 – эти машины были обычного голубого цвета, без каких-либо отличающих надписей. Пара машин эксплуатировалась в Запорожье на предприятии по ремонту телевизоров «Гарант» с соответствующей надписью на борту. Еще несколько автомобилей эксплуатировались в Киеве и Симферополе.
Нельзя сказать, что конструкция ВАЗ-2801 была очень сложной, но опыт их эксплуатации показал, что использование электромобилей по ряду причин нерационально – у них был слишком малый запас хода, отсутствие необходимого количества зарядных станций в стране, большой вес батарей, высокая стоимость электрооборудования. Однако ВАЗ тем не менее продолжил исследовательские работы в этом направлении, построив ряд опытных образцов электромобилей, таких как ВАЗ-2702, ВАЗ-2802 и др.
В 1990-1991 году на ВАЗе еще находились два экземпляра ВАЗ-2801- один бегал по цехам УГК, а второй уже просто стоял на улице. Как ни странно, но до наших дней дожило по меньшей мере два экземпляра ВАЗ-2801 (все находятся в Республике Крым). Разумеется, исходное электрообуродование давно демонтировано и установлены обычные карбюраторные моторы, ряд кузовных деталей был заменен при ремонтах, но все же хорошо видно, что это те самые ВАЗ-2801 выпущенные в СССР.